Подготовка ребенка к школе в форме игры
Подготовка ребенка к школе должна проходить в форме игры, потому что игра – это основной вид деятельности любого ребенка – дошкольника. Именно благодаря игровой деятельности ребенок интенсивно развивается, приобретая такие важные качества, как самоконтроль, любознательность, стремление к успеху, интерес к исследованиям.
К сожалению, мы часто не придаем игре должного значения, считаем ее пустой тратой времени. К тому же играть надо уметь. Гораздо проще усадить ребенка за стол и сказать: «Вот это круг, а это квадрат, это буква А, а это – Б».
По данным психологических исследований современные дети в подавляющем большинстве играть не умеют. Нет, они, конечно, катают машинки и складывают кубики. Но ведь игра – это очень сложная и тонкая деятельность. Есть ступени развития игры: сначала это игра – действие, потом – игра с сюжетом, и высший уровень игры – ролевая игра. Дети , как правило, «застревают» на первом уровне.
Если ребенок не умеет играть, у него хуже развиты сознание и самосознание, так называемая «произвольность» - способность владеть собой. Ребенок может действовать только под давлением, не может организоваться, лишен самостоятельности.
Сейчас всем кажется, что чем раньше ребенок научится считать, писать и читать, тем развитее он будет. Глубокое заблуждение! Чтение само по себе ничего не дает ни для личностного развития (в дошкольном детстве), ни для мотивации. Не надо мучить четырехлетних детей – в семь они легко справятся с буквами. Ребенок должен наиграться, тогда в шесть лет он захочет учиться. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые первые годы жизни. Учите детей играть!
Но ответьте себе честно на вопрос – много ли в вашем арсенале игр? Часто ли вы играете со своим ребенком? В помощь вам, уважаемые родители, будут предложены различные игры с детьми, которые можно организовать где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, на пляже… Игры эти рекомендованы специалистами в области дошкольного воспитания и воздействуют на ребенка комплексно, то есть развивают личностные качества (волю, стремление к победе, отношение к проигрышу), интеллект (внимание, память, мышление), физические особенности (быстроту реакции, координацию движений, точность и т.д.) Играя, вы шаг за шагом пойдете по пути подготовки детей к школе.
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:
Внимание – это способность человека сосредотачиваться на чем – либо. Внимание во многом определяет успешность его деятельности. Чем более развито внимание, тем меньше человек совершает ошибок и быстрее справляется с заданием.
1. «Запрещенные слова»
Игра проводится где угодно – дома, на улице, по дороге из детского сада. Можно использовать мяч. Договоритесь с ребенком, какие слова в вашем разговоре будут запрещены. Например, нельзя говорить слова «да» и «нет». Задавайте вопросы ребенку, провоцируя его называть запрещенные слова. Например:
-Как тебя зовут?
-Настя.
-Ты девочка?
-Конечно.
-Сколько тебе лет?
-Не знаю.
-Ты ходишь в детский сад?
-Наверное.
Если вашему ребенку 3 – 4 года, то ребенку не нужно придумывать разумный или точный ответ. Когда его просят назвать запрещенное слово он может просто промолчать или ответить невпопад, главное, чтобы он помнил – нельзя называть именно запрещенное слово.
Если ребенок старше (5- 6 лет) количество запрещенных слов может быть больше. Интересно играть в запрещенные слова весь день. Договариваться о них с утра и следить, чтобы ребенок не произносил их в течение дня. Не произнесет – получит приз, произнесет – повторите попытку еще раз на следующий день. Можно запрещать любые слова (мячик, ложка, кушать, гулять и т.д.). Иногда полезно запретить «капризные» слова – не хочу, не буду.
Если же вашему ребенку исполнилось 6 – 7 лет и уровень его развития позволяет, с ребенком можно поиграть в старинную игру, которая называется «Нам прислали 100 рублей». Играть в эту игру нужно с участием взрослого. Выбирается «продавец», как правило, взрослый. Остальные становятся «покупателями». Продавец начинает игру словами:
Нам прислали 100 рублей,
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите.
Продавец задает покупателям вопросы, стараясь, чтобы они произнесли запрещенные слова, а задача покупателей отвечать, не произнося этих слов. Например:
Продавец: Вы хотите купить пальто?
Покупатель: Хочу?
Продавец: У нас есть пальто черного цвета. Вы любите черный цвет?
Покупатель: Не очень.
Продавец: Ну, а белое платье вам нравиться?
Покупатель: Может быть.
Так, играя, будет обогащаться словарный запас ребенка, тренироваться его внимание. Вы не заметите, как увлечетесь сами и проведете время с вашим малышом с большой пользой.
2. «Команды».
Дома, в групповой комнате. Взрослый дает команды: «Присядь, встань, руки вверх, покружись и т.п.» Ребенок выполняет их. Дети 3 – 4 лет еще не понимают «незеркальность» движений – если вы стоите лицом к нему и поднимете правую руку, то он поднимет левую, как в зеркале. Поэтому команды для детей этого возраста должны исключать понятий «право» и «лево». Примеры команд для детей этого возраста: присядь, встань, руки на пояс, руки вверх, руки вниз, руки в стороны, поклонись, покружись, «поплыви», «полети», похлопай, потопай. С 5 – 6 лет нужно учить ребенка «не зеркалить». Поэтому в этом возрасте включать в команды понятия «право» и «лево» нужно как можно чаще. Примеры команд: подними правую руку, встань на левую ногу, попрыгай на правой ноге, прикоснись правой рукой к левому уху, подними левую руку. В 6 – 7 лет нужно усложнить команды, введя в них использование пальцев рук. Например, прикоснись большим пальцем левой руки к правой брови, прикоснись мизинцем правой руки к большому пальцу левой ноги и т.п.3. «Повторюшка – хрюшка»
Играем дома, в детском саду. Взрослый дает ребенку команды и выполняет их сам. Хитрость состоит в том, что взрослый путает ребенка: сначала он правильно выполняет команды, то есть что говорит, то и делает. А потом совершает неправильные действия. Например, говорит: «Руки вверх!», а сам ставит руки на пояс. Ребенку нужно правильно среагировать на слова и выполнить команду правильно. Кто ошибся, тот «повторюшка – хрюшка». Дети в 3 – 4 года способны удержать во внимании не более 3 команд. Ребенок в 5 – 6 лет может выполнить без ошибок 5 – 7 команд. В игре с 6 – 7 летними детьми можно использовать самые разнообразные команды, какие только вы способны придумать. Эта игра в спокойном своем варианте известна как игра «Камень, ножницы, бумага». Но ее можно разнообразить, сделать подвижной, живой.
4. «Запрещенные действия»
Дома, в детском саду. Эта игра очень похожа на игры «Команды» и «Повторюшка – хрюшка», только до начала игры нужно договориться, что есть определенные «запрещенные действия». Например, нельзя подпрыгивать, хлопать в ладоши, касаться пальцем носа и т.п. Если встретится «запрещенное действие», можно состроить рожицу и сказать: «Не обманешь, не обманешь!»
В игре с детьми 3 – 4 лет используйте только одно «запрещенное действие». Дети 5 – 6 лет справятся с 3 – 4 «запрещенными действиями», а с детьми 6 – 7 лет можно использовать много таких запретов.5. «Верю – не верю»
Играем где угодно: дома , на прогулке. Взрослый говорит предложение и кидает ребенку мяч. Если то, что сказал взрослый – правда и бывает в действительности, то мяч нужно поймать, если такого в жизни не бывает – отбросить. Лучше давать сначала серию верных высказываний, а за ней 1 – 2 неверных. так игра будет проходить более динамично, а внимание ребенка тренируется интенсивнее.
В эту игру можно играть и без мяча: хлопать в ладоши, когда сказанное верно, и не хлопать, когда сказанное – неправда. Водящим в игре должен выступать взрослый, так как детям дошкольного возраста еще трудно быстро придумать предложение.
Предложения могут быть на разные темы: кто что умеет делать, кто что любит есть, кто где живет, что обычно бывает зимой, летом, осенью, весной и т.п.
Например:
- птицы умеют летать;
-коровы умеют мяукать;
-кузнечики любят прыгать;
-люди ходят на голове;
-снег белого цвета;
-шоколад на вкус сладкий;
-летом носят шубы;
-заяц ест морковку;
-осенью цветут подснежники и т.п.
6. «Воздух, вода и земля».
Играем где угодно. Взрослый перечисляет различные предметы, а ребенок должен быстро классифицировать их, то есть если предмет относится к воздуху (умеет летать) – поднять руки вверх, если к воде (умеет плавать) – опустить руки вниз, если к земле (ездит, ходит, бегает, прыгает) – развести руки в стороны.
Не все дети 3 – 4 лет могут справиться с этим игровым заданием. Если ребенку трудно, упростите игру, можно поиграть в «Летает – не летает». Когда ребенок начнет легко справляться с эти м вариантом игры, можно давать следующие доступные задания:
- воздух – самолет, ракета, вертолет, птица, бабочка, стрекоза, муха, пчела, оса, комар, воздушный змей, ворона, сорока, воробей, голубь, сова, кукушка, облака, тучи, ветер;- вода – корабль, лодка, рыба, акула, щука, волны, русалочка, кувшинка, река, озеро, море, ручей;
- земля – машина, поезд, лев, медведь, лиса, заяц, волк, велосипед, муравей, таракан, гусеница, змея.
Для детей 5 – 6 лет доступны следующие задания:
-воздух – аист, цапля, скворец, филин, грач, синица, снегирь, фламинго, пеликан, журавль и другие птицы, майский жук, моль капустница, махаон и другие летающие насекомые;- вода – кит, окунь, дельфин, карась, сом, сельдь, осьминог, кальмар, креветка, морской конек, морская черепаха, рак, лягушка и другие рыбы и земноводные, морские и речные животные, парусник, катер, яхта, пароход и другой водный транспорт;
- земля – трамвай, автобус, троллейбус, мотоцикл и другие виды наземного транспорта, муравей, кенгуру, слон, носорог и другие животные.
В 6 – 7 лет дети справятся со следующим заданием:
- воздух – пилот, летчик, космонавт, звезды, комета, звездопад, планеты, луна, солнце, затмение, гроза, гром и т.д.;
- вода – аквариум, авианосец, катамаран, спасательный круг, паром, головастик, малек, водоросли, ракушка, ил, моряк, пловец, матрос, бассейн, коралл, водолаз, ласты, купальник, шторм, кораблекрушение;
- земля – метро, вулкан, землетрясение, дуб, сосна, осина, василек, ромашка, роза, камыши, осока, укроп, петрушка, мята и другие растения, футбол, баскетбол и другие виды спорта, не связанные с водой.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ.
Память – это процесс узнавания, запоминания, воспроизведения и забывания информации. Многие родители отмечают, что их дети «впитывают все, как губка» и обладают незаурядной памятью. Однако сила детской памяти основывается на стремлении ребенка к бесконечному повторению того, что ему нравится. В то же время, если попросит ребенка что – то запомнить, это может вызвать у него затруднения. Развитие памяти ребенка в первую очередь должно включать развитие целенаправленного запоминания.
1. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Играть можно дома. Ребенок выходит из комнаты. В это время взрослый меняет местами несколько предметов: можно переставить стул, спрятать игрушку, вывернуть наизнанку свою кофту. Водящему ребенку нужно найти все три изменения.
Если ребенку 3 – 4, то ему нужно научиться справляться сначала с одним – двумя изменениями, которые легко найти, например, переставленный стул, закрытые шторы, которые до этого были открыты, ваза, убранная со стола и т.п. Затем количество изменений можно увеличивать. В возрасте 5 – 6 лет стоит ввести два легко узнаваемых изменения и одно «хитрое», которое не просто увидеть с первого взгляда, например, поменять местами две небольшие картины на стене, наполнить водой стакан, который до этого был пустым и т.п.).
Для 6 – 7 летних детей количество изменений может быть больше, на ваше усмотрение. Эта казалось бы незатейливая игра прекрасно развивает не только память, но и внимание – проверьте на себе. Только не забывайте напомнить детям, что перед тем, как выйти из комнаты, надо ее внимательно осмотреть.