Доводы в пользу раннего обучения второму языку.
Каждый ребенок – прирожденный лингвист по самому факту своего рождения. Он может легко стать билингвом (владеть двумя языками как родными) и даже трилингвом (владеть тремя языками). Увы, эта невероятная способность детей с возрастом сильно снижается.
Загадка прирожденной лингвистической гениальности детей заключается в том, что длительность сенситивного периода (то есть максимально ориентированного на восприятие) продолжается приблизительно до 9 лет. В этом возрасте у ребенка формируются все основные речевые навыки и его мозг идеально склонен к изучению и восприятию любых языков. Немного хуже языки усваиваются с 9 до 12 лет, а даже в чуть более позднем периоде для изучения языка совершенно одинаковы любые возрасты – между 25 и 50 нет никакой разницы, языки будут усваиваться с трудом.
ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ИНТЕЛЛЕКТА
Если у Вас в семье есть скептически настроенные родственники, которые не понимают всех плюсов двуязычного воспитания или, что еще хуже пытаются ему противостоять, то эта глава для них.
Исследования канадцев Элизабет Пилл и Уоллеса Ламберта в Монтреале свидетельствуют о том, что дети, которые с детства владеют двумя языками, опережают по умственному развитию и потенциалу своих сверстников.
Их память способна удерживать больше информации, мозг более пластичен и динамичен, что позволяет быстрее переключаться с решения одной задачи на другую, а нервная система более устойчива.
Английские ученые под руководством А.Мекелли выявили, что двуязычные дети ведут более активный образ жизни и у них выделяется больше серого вещества, чем у детей знающих один язык. Особенно эти выводы были характерны для детей, которые заговорили на двух языках с детства ("ранних билингвов"). Исследования Саймона Таска выявили, что у двуязычных взрослых скорость мыслительных процессов и реакция быстрее.
Канадский психолог Эллен Биалисток в своих исследованиях выяснила, что мозг билингвов подвержен старению в значительно меньшей степени, позволяя им дольше сохранять ясность и живость ума в пожилом возрасте. Необходимость выбирать между двумя и более языками провоцирует непрестанную стимуляцию мозга, что в свою очередь замедляет старение и тормозит развитие болезни Альцгеймера.
Согласно исследованиям Кесслера и Куинна, а также калифорнийского профессора психологии Дина Саймонтона, билингвизм развивает креативность, которая выражается в умении видеть ситуации с разных сторон и нестандартно решать задачи. Ваш ребенок сможет креативно мыслить и творчески выражать себя, а ведь креативное мышление - один из ключевых навыков в наше время.
Исследования в области исполнительной функции показали, что такие дети быстрее принимают правильные решения, им легче сконцентрироваться и выполнять намеченные планы, достигать поставленные задачи. Более того, у детей-билингвов исполнительные функции развиваются раньше - в 3 года, по сравнению с детьми-монолингвами (4-5 лет).
Скорость мыслительных процессов у билингвов быстрее, чем у обычных детей. Многочисленные исследования показали, что уровень IQ у таких детей выше, чем у детей, владеющих одним языком (Пилл, Ламберт).
При раннем овладении вторым языком у ребенка формируется тонкий фонематический слух, позволяющий ему различать акценты и варианты произнесения, а в последствии - говорить без акцента. С возрастом способность человека воспринимать незнакомые звуки и имитировать их снижается, что ведет к появлению в речи акцента.
Если с ребенком постоянно общается профессиональная няня или гувернантка, то его кругозор будет шире, и он будет открыт к разным типам мышления и сможет вобрать в себя лучшее из русской и английской культур. Быть билингвом значит ощущать свою принадлежность к обеим цивилизациям, быть носителем не одной, но двух богатых культур, уважать свои и чужие ценности, обладать человеколюбием и эмпатией.
Общение с высококвалифицированной няней или гувернанткой-представительницей британской культуры развивает в ребенке социально необходимые навыки успешного человека. Помимо постоянной заботы и создания комфортной атмосферы для развития и образования ребенка английская няня обучает его этикету, манерам, эмпатии, поведению в обществе и прививает ему качества воспитанного и уверенного в себе человека. Опыт общения с людьми разных культур делает ребенка более гибким к восприятию разных мнений и подходов. Носитель другой культуры, несомненно, вызывает интерес у ребенка, что способствует расширению его кругозора.
Большая часть западных исследований и научных работ подтверждают, что эффект билингвизма положительно сказывается на развитии детей. Российские ученые с ними солидарны. Известный советский психолог Л.С. Выготский утверждал, что воздействие различных языковых систем на ребенка ведет к психическому развитию. Доктор психологических наук, профессор МГУ А.Г. Шмелев уверен, что метод создания искусственной языковой среды оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка и очень благоприятно сказывается на развитии интеллекта и личности ребенка.
ДЕТИ - ЯЗЫКОВЫЕ ГЕНИИ С ПОТРЯСАЮЩЕЙ ПАМЯТЬЮ К ЯЗЫКАМ
"Природа устроила мозг человека таким образом, что в течение первых шести лет жизни он может впитывать в себя информацию с огромной скоростью, не прикладывая для этого ни малейшего усилия" Глен Доман, автор книги "Как научить ребенка читать".
За первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю оставшуюся жизнь. И в этом нет ничего странного - просто дети делают то, что им интересно. Слово "познание" не является синонимом слова "образование". Образование начинается в шесть лет, а познание - с самого начала, с момента рождения.
Взрослые часто "перегибают палку", ограничивая доступ маленьких исследователей к источникам информации, считая, что они не способны это воспринимать. Мозг ребенка способен усвоить огромное количество информации и это можно проследить, если обратить внимание на скорость, с какой увеличивается мозг ребенка. Маленькие дети - специалисты в овладении речью. То, что малыш выучит за несколько месяцев, у взрослых может занять годы.
Я до сих пор не встречал здорового ребенка, который не научился разговаривать на языке. Кто-то раньше, кто-то позже, с кем-то занимаются больше, с кем-то меньше, но все начинают говорить. Освоение языка происходит незаметно для него самого. Если ребенок живет в двуязычной языковой среде, то он освоит два языка. Если в его доме и окружении говорят на трех языках, то он заговорит на всех трех.
Для взрослых изучение иностранного языка это очень трудная задача, с которой великолепно справляется очень небольшой процент. В соревновании по изучению иностранного языка между детьми и взрослыми у вторых есть шанс заработать комплекс неполноценности.
Перед глазами пример множества иммигрантов, которые переехали в Великобританию со своими маленькими детьми. Через год ребенок прекрасно говорит на английском, причем с прекрасным английским произношением, а взрослый сможет изъясняться, но никогда не достигнет уровня своего ребенка, каким бы способным он не был. Это чудо языковой гениальности детей называется в научной литературе "запечатлеванием" языка.
Малыши любят узнавать новое и не боятся ошибиться, а комфортное окружение и естественность обучения лишь поможет им с усвоением языка. Рисование, лепка, сказки, стишки, песенки, любимые персонажи мультфильмов, говорящие на английском, станут стимулом в изучении второго языка. Единственный вопрос состоит в том, сумеем ли мы обеспечить подходящую обстановку для роста и развития детской языковой гениальности. Лингвистическая гениальность свойственна каждому ребенку. Ее можно сравнить с зерном, которое способно прорасти и принести плоды. Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Последние исследования показали, что ребенок в первые шесть месяцев может различать звуки и языки. Эксперимент в университете Британской Колумбии установил, что дети младенцы могут читать по губам.
Японские дети, к примеру, могут отличать звуки, которых нет в их языке и которые во взрослом состоянии кажутся им идентичными. Англоговорящие дети могут отличать сложные звуки из немецкого и шведских языков. Интересно, что без практики дети утрачивают эту способность в дальнейшем.
ДЕТИ СТРЕМЯТСЯ К НОВЫМ ЗНАНИЯМ
Интерес к новому - качество, которому нам, взрослым, стоит поучиться у своих детей. Если у Вас есть финансовая возможность, чтобы ребенок с детства знал два, а то и три языка, то не существует рационального объяснения, почему его следует этого лишать.
В основе любого детского обучения детей лежит интерес и любопытство, ребенок это генератор любознательности. Дети учатся постоянно, изучая окружающую среду, людей, предметы, и т.д.. В процессе обучения требуется заинтересовать ребенка, создать условия, в которых ему будет комфортно и интересно находиться.
С момента, когда ребенок начинает свободно общаться на языке, обязательно рядом должен быть образованный и интеллигентный человек, который сможет утолять его голод к знаниям, отвечая на бесконечные "почемучки". Задача окружения и семьи всячески поощрять эти вопросы, воспитывая потребность и склонность к новым знаниям. Чем больше перед ребенком открывается знаний, тем более развитым будет ребенок, тем шире будет его кругозор.
Для того чтобы процесс обучение второму языку был легче, человек, который этим занимается, должен знать, чем интересуется малыш, что ему нравится, как те или иные действия влияют на его настроение и лишь потом искать подход к формированию новых интересов у ребенка. Погружение ребенка в новый язык должно быть дозировано. Взрослый может попросить помощи у ребенка убрать комнату, или принести детский журнал, который он хочет ему почитать, вовлекая его таким образом в естественное обучение во время повседневной жизни.
ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ, ДЕНЕГ И СИЛ
Психологи утверждают, что обучение английскому языку для детей это игра, которая приносит ребенку удовольствие и не требует сильных волевых усилий.
Профессиональная няня из Англии - это дорого, ребенок без языка - себе дороже.
Как это парадоксально не звучит, но во многих случаях это именно так. Как говорит известная русская мудрость: "скупой платит дважды". Вы можете отдать в разы больше денег, когда будете натаскивать ребенка для поступления в английскую школу или институт и можете потерять много времени и нервов, убеждая взрослого ребенка в необходимости сесть за парту и зубрить английский.
Выучить английский язык до уровня носителя в школьном возрасте без репетитора обычно не получается. Занятия с репетитором-носителем английского языка стоят дорого, процесс растягивается на очень долгое время, а результат неизвестен и заведомо хуже, чем у тех, кто знает язык с рождения. Ребенок имеет возможность развиваться в других направлениях, на которые ему бы просто не хватило времени, если бы он был бы вынужден зазубривать огромные тексты и учить слова. Летние поездки взрослых детей в Англию очень дорогостоящи и, к сожалению, обычно не приносят ожидаемых результатов. Дети собираются в русских компаниях и общаются на русском языке. К тому же мотивация к изучению языка у детей постарше и подростков значительно снижается. Так почему же не обучить ребенка английскому с раннего детства при помощи естественного погружения в языковую среду, когда он с удовольствием познает мир?
Английский язык один из самых богатых с точки зрения поиска нужный информации. Если ребенок владеет английским, его возможности и кругозор гораздо шире. Он может с легкостью найти в интернете интересные статьи и публикации для реферата, понимать, о чем поют его любимые иностранные группы, расширить круг общения за счет англоязычных друзей, читать любимых авторов в оригинале и смотреть фильмы без субтитров. Также он гораздо быстрее освоится и будет чувствовать себя комфортно, если ему придется учиться, жить или работать заграницей.
Английский Вашему ребенку придется учить в любом случае, и то, насколько комфортными, естественными и успешными будут условия обучения, зависит от Вас.
ДИСЦИПЛИНА
Британские няни могут использовать мягкий подход (особенно этим отличаются выпускницы London Montessori College for Teachers and Nannies) или более строгий подход, в зависимости от видения и пожеланий родителей. В любом случае эти специалисты не воспитывают разбалованных детей и не потакают их капризам. Они владеют методиками смены ситуации и обстановки, когда ребенок не в настроении, и всегда мягко и спокойно объясняют ребенку требования дисциплинарного характера. Спокойствие и рассудительность это характерная черта британских специалистов в области детского развития. Дисциплина у них означает не физическое наказание, а развитие интеллекта, самостоятельности и личностных характеристик ребенка.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Английский язык расширит и обогатит кругозор Вашего ребенка.Сегодня английский язык это инструмент. На нем разговаривают около миллиарда жителей планеты. Английский язык это один из основных средств общения людей. Коммуникация может быть как вербальной, так и невербальной: в личной беседе или при переписке, через книги, телевидение, радио, журналы. Именно поэтому английский язык входит в школьную программу как предмет, дающий ребенку еще одно средство коммуникации, помимо родного языка.
Научить малыша английскому нельзя. Можно сделать так, чтобы он стал для него родным.
Английский нужен практически всем профессиям, начиная от ученых и заканчивая банковскими служащими. Английский открывает новые возможности не только в деловой сфере, но и в культурной, образовательной.
Знание английского упрощает процесс получения информации. Свободное владение английским языком может открыть дорогу в лучшие университеты США и Великобритании, а качественное европейское образование в будущем поможет получить интересную и престижную должность как в России, так и зарубежом. Основная литература по финансовым рынкам, глобальной экономике, мировой политике написана на английском языке. Чтение литературы в оригинале поможет глубже изучить тему и погрузиться в язык, не полагаясь на талант и словарный запас переводчика.
Большая часть компьютерных программ пишутся в США. Ребенок сможет лучше ориентироваться при заграничных поездках, у него будет больше друзей, среди которых будут и иностранцы. Он будет с детства более самостоятельным, он будет лучше нас.
Изучая язык во взрослом возрасте, мы часто сталкиваемся с рядом трудностей, снижающих мотивацию к обучению. Необходимости сдать экзамен или подтянуть язык чтобы пройти важное собеседование бывает недостаточно, процесс обучения кажется скучным, трудоемким, связанным с рядом страхов и установок вроде «это слишком сложно», «у меня нет способностей». Бывает трудно убедить старшеклассника в том, что свободное владение языком откроет для него огромное количество дверей, ведь помимо английского в его жизни существует большое количество других предметов, обязанностей и интересов, которым нужно уделять время.
Любовь к познанию иностранных языков и культур нужно прививать с детства, когда дети еще свободны от боязни совершить ошибку, быть неправильно понятыми, когда обучение дается им легко и естественно - в игровой и комфртной форме, не имеющей ничего общего со скучными уроками за партой и зубрением грамматики. Изучение языка не обязательно должно быть трудоемким процессом. Позвольте Вашему ребенку говорить и думать на иностранном языке с той же легкостью, с какой он это делает на родном, а наши британские няни и гувернантки позаботятся о том, чтобы обучение было интересным, комфортным и веселым.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Няня из Англии это сочетание высокого профессионализма, в основе которого лежит прекрасное образование, английские манеры, этикет и знание английского языка, который так необходим в наше время.
В Великобритании быть профессиональной няней и гувернанткой - это иметь высокооплачиваемую и престижную профессию, на которую есть стабильный спрос во всем мире. Существует ряд признанных учебных заведений, таких как Norland, Chitern Nannies, London Montessory Nanny school и других, где обучение стоит несколько тысяч фунтов в семестр.
У профессиональных нянь есть специализированное образование в области детского развития. И это не недельные курсы повышения квалификации, а 2-3 годичное обучение работе с детьми от нуля до семи лет (см. ссылку на сертификаты в области детского развития (няни и гувернантки)). Это дает им не только знания, но и практический опыт в области физического и социального развития, образования, интеллектуальных и эмоциональных потребностей детей разного возраста. Изучаются вопросы ухода, здоровья и гигиены, раннего развития, организации развивающих игр, оказания первой помощи, болезни ребенка и их профилактика, детской психологии, взаимоотношения няни с семьей и родителями в частности, психологии родителей в послеродовой период. В среднем няня изучает около восемнадцати дисциплин связанных с уходом за ребенком.
Специальный курс Creative Skills учит няню развивать ребенка через игру и творчество. Няня должна уметь правильно реагировать на вызывающее или провокационное поведение ребенка и ориентироваться в настроении малыша. Быть няней - большая ответственность, с которой могут справиться только профессионалы.