Что делать если ребенок манипулирует?
Всем хорошо известно, что гармоничные отношения в семье основаны на любви и взаимном доверии. Но не всегда мы имеем возможность строить нормальные отношения. И очень часто встречаются манипуляции между родителями и детьми. Когда ребенок начинает требовать у вас что-то любыми средствами (истериками, плачем и даже угрозами) - это верный признак того, что ваш ребенок - манипулятор.

Стоит пару раз обратить внимание на капризы ребенка из чувства жалости или просто пойти у него на поводу, что вам легче сделать в данный момент, и вы даете ребенку сигнал к тому, что он может господствовать над вами. Будьте готовы танцевать под его дудку - маленький «манипулятор» быстро научится добиваться своих целей - лестью, капризами, шантажом.
Основой развития психики ребенка является необходимость спровоцировать реакцию окружающей среды. Он учится взаимодействовать с миром с ранних лет, наблюдая, как это взаимодействие возвращается. Если повторяются некоторые моменты, они раскрывают закономерность. Если что-то идет не привычным для него способом, ребенок начинает выступать против этого. Рассмотрим вопрос: почему растет ребенок-манипулятор и как правильно вести себя при этом?
На самом деле, в семье манипуляции встречаются довольно часто. Подумайте о том, сколько раз вы повторяете ребенку слова «когда соберешь игрушки, будешь смотреть мультики», «помоги мне, я тебе почитаю». Родители прибегают к этому методу для образовательных целей. Но ребенок очень быстро принимает их манеру поведения и, конечно, начинает манипулировать своими родителями.
Если ваш ребенок знает, как получить от вас практически все и любыми способами, то у вас растет «ребенок-манипулятор». В зависимости от своей индивидуальности для достижения своих целей каждый ребенок использует различные средства.
• «Нытики» - свою ставку делают на слезы, за которыми повсеместно следуют внимание, комфорт, любовь и подарки.
• «Скандалисты» разыгрывают истерику, в ходе которой падают и начинают биться об пол руками, ногами и головой.
• «Лицедеи» часто разыгрывают болезнь, но, как только они получают то, чего они хотят, сразу исцеляются.
• «Сильные личности» или «лидеры» используют целый набор инструментов: лесть, уговоры, легкие угрозы. Но к истерикам они не прибегают.
ЧТО ДЕЛАТЬ

Уже на ранних стадиях в общении с ребенком родители должны постараться найти золотую середину. Не стоит класть на алтарь материнства вашу личность, иначе в будущем вы потребуете компенсации от ребенка за то, что «все было сделано только ради него», хотя ребенок не виноват в этом!
Общайтесь на равных с ребенком. Забудьте об образе матери, учителя, большого интеллектуального взрослого. Не сюсюкайтесь с ребенком. Попробуйте поговорить с ним, как с другом. Так вы научите ребенка уважать себя и своего товарища. Перестаньте говорить с ребенком о себе в третьем лице: «мама (папа) сердится», «мама (папа) все видит». Необходимо развивать в ребенке уважение к личному пространству. Ребенок примет и поймет ваше право «на автономию», если он имеет свою территорию, где он чувствует себя в безопасности и неприкосновенности, где ему никто не мешает. Чаще демонстрируйте уважение к пространству ребенка. Например, стучите, когда входите в его комнату. Позвольте ребенку выбирать, хотя бы по мелочам, что кушать, какую носить одежду. Очень важно верить в то, что ваш ребенок - суверенная личность и имеет равные права с вами. Но не более того!
Не следует перегибать палку и полностью исключить ребенка из прихоти и бессмысленных, на ваш взгляд, желаний. Ведь время от времени вы также позволяете себе манипулировать другими и также разными способами добиваться желаемого.
КТО ВИНОВАТ
Дети рождаются не для того, чтобы стать манипуляторами. Они порой превращаются в таких из нормальных детей. Первые уроки ребенок получает от своей мамы и папы, а затем ищут «слабые места» у родителей пробным методом и «тянут за веревочку» или «бьют в точку». Все начинается, когда ребенок еще лежит поперек кровати. Родители становятся между ребенком и окружающей средой главным связующим звеном, когда начинают по каждому поводу и без повода бегать к ребенку. Ребенок не может ни минуты обойтись без них, что значительно замедляет развитие его независимости. Родители полностью лишаются личной жизни: ребенку полностью подчинено их существование. Таким образом, к ребенку переходит власть и он начинает манипулировать действиями взрослых.

Достаточно один раз пойти на поводу у ребенка, например, в приступе вины или жалости, ребенок почувствует сладкую власть над человеком. Это первый камень в стене, это зарождение проблемы, которая впоследствии вырастает между родителями и ребенком.