Услуги и специалисты
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровьяКаждый ребёнок нуждается в уходе, заботе, безопасности и общении с близкими, любящими его людьми. Но есть дети, которые особенно в этом нуждаются. И важно, чтобы рядом с ними была опытная и заботливая Няня, способная оказать необходимую помощь, поддержку и продолжительный уход.
Дети с ОВЗ – это дети-инвалиды, обладающие временными или постоянными ограничениями в физическом и (или) психическом развитии и требующие создания специальных условий для развития, обучения и воспитания.
Выделяются следующие категории нарушений:
- Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие)
- Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Дети с тяжелыми нарушениями речи
- Дети с задержкой психического развития
- Дети с нарушениями интеллектуального развития
- Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы(дети с ранним детским аутизмом)
- Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития
Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья.
Няня должна внимательно следить за малейшими изменениями в поведении и здоровье ребенка, обеспечивать прием лекарственных препаратов, соблюдая предписания врача, возьмет на себя все заботы по его гигиене, проведет все необходимые процедуры, готовить диетическую пищу и кормить малыша. Следует также отметить, что уход за детьми-инвалидами имеет свои особенности: требует терпимости к многочисленным негативным проявлениям в поведении, связанным с болью, нежеланием принимать лекарства, неспособностью самостоятельно передвигаться, видеть, слышать, понимать просьбы.
Помимо обеспечения соответствующего ухода Няня должна больше времени проводить с ребёнком на свежем воздухе, это имеет большое значение для его физического и умственного развития. Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании и оздоровлении детей с ОВЗ.
Важно, чтобы няня могла поддержать морально ребенка, поговорить и утешить, развлечь какими-либо посильными играми и занятиями. Благоприятному взаимодействию будет способствовать возникновение взаимной симпатии у няни и малыша и наличие общих интересов.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, хвалить конкретные действия.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
В обучении каждая категория нарушения рассматривается подробнее, а так же прописаны развивающие игры, адаптированные под разные физические возможности детей. Особенное внимание уделяется подвижным играм - они активизируют все системы организма (кровообращение, координацию, дыхание, зрение, слух) и приносят ребенку положительные эмоции. Это позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Знающие, ответственные, дисциплинированные, чуткие, оптимистичные, терпеливые и доброжелательные няни – только такие работники смогут справятся с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.