Как научить ребенка понимать время.
Время можно понять только в контексте происходящих событий. Иногда и взрослым трудно ощущать себя во времени. Тогда мы обращаемся к циферблату или смотрим на экраны наших электронных устройств, часто мы просто спрашиваем у кого-то: «который час?». Что уже говорить о детях. Время для них носит и вовсе абстрактный характер. Что же такое для ребенка время и как научить его ориентироваться в этой категории бытия? Восприятие ребенком времени начинается еще в материнской утробе. Этот процесс тесно связан с ритмической деятельностью матери, ее режимом дня. Еда, сон, другие события извне влияют на биение ее сердца и ритмикой деятельности организма в целом. Естественно, что эти процессы влияют и на плод. После рождения ситуация кардинально меняется. Дети ассоциируют время с определенными событиями. В начале жизни это, безусловно, периоды кормления, испытание дискомфорта, когда болит животик или режутся зубки. Постепенно понимание промежутка между событиями формирует у детей и представление о времени, как о каком-то явлении жизни.
Малыш никогда не скажет: «это было тогда-то», скорее всего, это будет фраза типа: «когда я был на даче», «когда я потерял ботинок», «когда мы были на рыбалке» и тому подобные выражения. Что касается будущего, то здесь многое зависит от родителей. С ребенком нужно разговаривать и делиться планами: личными планами, планами семьи, обращая их на ребенка. Дети должны мало-мальски представлять, что их ждет завтра или на следующей неделе. Что будет через месяц, тем более через год, маленький ребенок, скорее всего, во времени четко осознавать не будет. Однако он будет четко понимать, что его ждет и на вопросы соответствующего содержания, скорее всего, последует ответ вроде: «когда будет День рождения бабушки» или «когда папа придет с работы» и тому подобные выражения. Многие психологи и педагоги утверждают, что до школы понимать время по часам (циферблату) ребенку не обязательно. Не будем вступать с ними в полемику. Каждый ребенок индивидуален и, скорее всего, все зависит от родителей, воспитания, генов и других факторов. Скажем только, что лучше начать с обучения ребенка пониманию погодных сезонов. Он, например, уже в состоянии понять, что зима — когда холодно, а лето — когда жарко. Например, можно объяснить ребенку, что праздник «Новый год» отмечают зимой, а каникулы у старшей сестренки будут летом и так далее.
Итак, мы поняли, что дети дошкольного возраста понимают мир событийно, то есть от события к событию. В это же время дети воспринимают окружающее, как нечто, происходящее только с ним. Остальной мир для малыша не существует. То есть «я покушал», «я сходил в детский садик», «у меня болит животик» и так далее. Теперь нужно приучить ребенка понимать время, как всеобщую объективную реальность, которая работает не только для него, а и для всех явлений окружающего мира.
Подводить ребенка к циферблату сразу не стоит. Для начала мы работаем с пониманием последовательности событий. Это могут быть беседы с ребенком или примеры из сказок. Например, сначала дед посадил репку, потом она росла, потом выросла и так далее. После того как сказка будет рассказана, спросите ребенка, что было вначале сказки, что в середине и что в конце. Пусть своими словами попробует пересказать сюжет.
Еще один метод, который поможет ребенку понять последовательность действий во времени, заключается в комментировании родителями своих действий. Причем, в прошлом времени, в настоящем и в будущем. Например, в прошедшем времени: «сначала мы почистили зубки, а потом легли спать» или «раньше ты не умел бросать мячик, а теперь умеешь». Пример комментариев в настоящем времени: «сейчас мы идем в магазин» или «мы варим обед». Пример для будущего времени: «сначала мы нарисуем треугольник, а потом кружок» или «сначала мы уберем игрушки, а потом пойдем гулять».
Теперь нужно доступно объяснить ребенку, что такое времена года. Понятно, что мало объяснить ребенку, что есть 12 месяцев, 4 времени года и прочие вещи, доступные взрослому, но не доступные маленькому человеку. Нужно показать детям наглядные перемены, которые происходят в природе. Покажите, во что одеваются люди и он сам зимой или летом. Осенью покажите ребенку опавшую листву, зимой снег и так далее. Читайте стихи и сказки о временах года, например «Синичкин календарь» В. Бианки или «Двенадцать месяцев» С. Маршака. Покажите ему настенный календарь, где на одном листе показан весь год по дням. Покажите сегодняшнее число и любую значимую для семьи дату: его День рождения, День рождения мамы и папы, Новый год и другие. Выбирая календарь для ребенка, обратите внимание на четкое написание дней недели и цифр, на отсутствие отвлекающих картинок.
До 7 лет дети время понимают событийно, то есть связывают его с определенными явлениями своей жизни или жизни семьи и окружающего мира. Но как научить ребенка понимать время по часам?
Если до школьного возраста мы не рекомендуем загружать ребенка лишней информацией (а понимание циферблата ему в 4-5 лет ни к чему, поскольку его жизнью, по сути, управляют взрослые), то в школьном возрасте циферблат просто необходим, и не только в плане понимания времени.
А зачем вообще ребенку знать циферблат в его классическом понимании? Ведь сегодня наручные часы постепенно сменяют мобильные устройства, а когда ребенок подрастет, возможно, будет сталкиваться с часами со стрелками только в туристических поездках, посещая архитектурные достопримечательности со старинными башнями с часами. Отвечаем. Во-первых, круг циферблата, как абстрактная модель, наглядно демонстрирует вечное возвращение. Это круг, и стрелки, начиная свой путь по кругу, возвращаются в точку, откуда вышли. Во-вторых, в более практическом плане, знание циферблата поможет ребенку лучше понять дроби, процентное соотношение части к целому и так далее. В-третьих, уже с детства ребенок получит наглядное представление о ближайшем будущем, прошлом и настоящем (например, через 15 минут, 15 минут назад и т. д.).
Начните с малого и попробуйте в игровой форме поговорить с ним о его возрасте, когда было то или иное событие в его жизни, что будет завтра. Если ребенок в чем-то ошибся, мягко поправьте его и привяжите его заблуждение к какому-либо событию. Например, если ребенок говорит что ему четыре года, а на самом деле три, вспомните его день рождения, какие подарки были, какие угощения стояли на столе. Обязательно скажите, что через столько-то месяцев ему исполнится четыре годика и тоже будут подарки и поздравления.
Затем поиграйте с детьми в игру. Спросите, например, что может сделать он за секунду? А за минуту? А что было минуту назад? А три минуты назад? Эта игра постепенно подведет ребенка к пониманию времени и себя во времени. Затем научите его произносить секунды: «раз и», «два и», «три и» и так далее. А после этого введите в игру какую-либо его игрушку. Например, заводную машинку или юлу и попробуйте вместе с ним посчитать, сколько машинка проедет на одном заводе, проговаривая секунды вслух, или сколько будет крутиться юла.